Особенности процесса обучения: подкрепление и наказание
Обучение является одной из основных особенностей поведения людей и животных. Обучение – процесс, где действия становятся наиболее сложными, когда выстраиваются на простых. Психологи думают об обучении как об изменениях в поведении, зависящем от некоторой степени практики.
Чтобы произошло обучение, необходимо каким-то образом создать и поддерживать определенный шаблон поведения. Поэтому преподаватели подчеркивают роль интереса или мотивации в обучении.
Содержание
Особенности процесса обучения: подкрепление и наказание
Одной из особенностей обучения является продолжительность. Давно забытые навыки часто сохраняются, так что легче выучить заново, чем сначала. Происходит ли обучение вообще и длится ли оно, по-видимому, зависит от вознаграждения или подкрепления.
Подкрепление
Поведение, где следует похвала или успех, усиливается, в то время как поведение без вознаграждения имеет тенденцию к исчезновению. Люди обычно думают о наградах как о приятных событиях. Некоторые моменты способствуют процессу обучения, если о них совершенно не знаем. Такие моменты лучше назвать поощрениями. К примеру, родитель, проявляющий мгновенный интерес к обучению ребенка, скорее всего, подкрепит деятельность, если данный интерес не доставляет ребенку удовольствия или вознаграждения.
Подражание – мощная сила в начальном поведении, но без подкрепления такое поведение, скорее всего, будет недолгим. Аналогичное относится и к наблюдению. Люди, просто наблюдающие за процессом обучения других, могут улучшить собственные результаты. Разумеется, данное улучшение часто носит временный характер, если его не подкреплять. Отмена подкрепления во время обучения обычно ослабляет поведение.
Наказание
В отличие от подкрепления, используемого для усиления поведения, наказание предназначено для его ослабления. Точный способ воздействия наказания еще не понят психологами. Вместо того чтобы напрямую ослабить рассматриваемое поведение, наказание может привести к другому поведению, конкурирующему с исходным поведением. Затем новое поведение можно закрепить.
Менее эффективно наказание может временно подавить нежелательное поведение. Наказание и подкрепление имеют слабый эффект, если отсрочены. Имеются свидетельства, что наказание способно привести к нарушению поведения, особенно когда связано с основными видами деятельности, как прием пищи. К примеру, кошки, получившие удары током во время кормления в клетках, вскоре вообще отказываются от еды, даже в совершенно другом окружении.
Еще одним аспектом наказания является тот факт, что прекращение может выступать в качестве подкрепления. Некоторые дети, к примеру, периодически бьются головой о стену. Одно из объяснений такого поведения состоит в том, что приятный эффект прекращения наказания сильнее, чем боль, испытываемая в начале наказания. Другими словами, ребенок может биться головой, потому что ему хорошо, когда останавливается.