Особенности процесса обучения: подкрепление и наказание

Особенности процесса обучения: подкрепление и наказание

Поделиться

Обучение является одной из основных особенностей поведения людей и животных. Обучение – процесс, где действия становятся наиболее сложными, когда выстраиваются на простых. Психологи думают об обучении как об изменениях в поведении, зависящем от некоторой степени практики.

Чтобы произошло обучение, необходимо каким-то образом создать и поддерживать определенный шаблон поведения. Поэтому преподаватели подчеркивают роль интереса или мотивации в обучении.

Особенности процесса обучения: подкрепление и наказание

Одной из особенностей обучения является продолжительность. Давно забытые навыки часто сохраняются, так что легче выучить заново, чем сначала. Происходит ли обучение вообще и длится ли оно, по-видимому, зависит от вознаграждения или подкрепления.

Подкрепление

Поведение, где следует похвала или успех, усиливается, в то время как поведение без вознаграждения имеет тенденцию к исчезновению. Люди обычно думают о наградах как о приятных событиях. Некоторые моменты способствуют процессу обучения, если о них совершенно не знаем. Такие моменты лучше назвать поощрениями. К примеру, родитель, проявляющий мгновенный интерес к обучению ребенка, скорее всего, подкрепит деятельность, если данный интерес не доставляет ребенку удовольствия или вознаграждения.

Подражание – мощная сила в начальном поведении, но без подкрепления такое поведение, скорее всего, будет недолгим. Аналогичное относится и к наблюдению. Люди, просто наблюдающие за процессом обучения других, могут улучшить собственные результаты. Разумеется, данное улучшение часто носит временный характер, если его не подкреплять. Отмена подкрепления во время обучения обычно ослабляет поведение.

Наказание

В отличие от подкрепления, используемого для усиления поведения, наказание предназначено для его ослабления. Точный способ воздействия наказания еще не понят психологами. Вместо того чтобы напрямую ослабить рассматриваемое поведение, наказание может привести к другому поведению, конкурирующему с исходным поведением. Затем новое поведение можно закрепить.

Менее эффективно наказание может временно подавить нежелательное поведение. Наказание и подкрепление имеют слабый эффект, если отсрочены. Имеются свидетельства, что наказание способно привести к нарушению поведения, особенно когда связано с основными видами деятельности, как прием пищи. К примеру, кошки, получившие удары током во время кормления в клетках, вскоре вообще отказываются от еды, даже в совершенно другом окружении.

Еще одним аспектом наказания является тот факт, что прекращение может выступать в качестве подкрепления. Некоторые дети, к примеру, периодически бьются головой о стену. Одно из объяснений такого поведения состоит в том, что приятный эффект прекращения наказания сильнее, чем боль, испытываемая в начале наказания. Другими словами, ребенок может биться головой, потому что ему хорошо, когда останавливается.


Поделиться
Что такое черты личности Previous post Что такое черты личности?
Как работает гипноз Next post Как работает гипноз?